В гостях: Ильдар Габдрахманов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике; Сергей Горбарец, начальник управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования; Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru, главный редактор журнала "Зарплатомер".
Депутаты рекомендовали единую, установленную на федеральном, региональном и местном уровнях систему оплаты руда работников государственных и муниципальных учреждений.
МУРАВЬЕВ: 18 часов 12 минут в российской столице. Проект "Своими словами" в прямом эфире на частоте 99,6 FM. На календаре 28 февраля, понедельник, последний день зимы, хотя только лишь календарной. Весна начнется завтра. Метеорологи нам ничего хорошего не ожидают, но нам расслабляться некогда, нам жизнь подкидывает какие-то важные, значимые темы, которые мы и обсуждаем в прямом эфире. Сразу скажу телефон прямого эфира, телефон многоканальный – 65-10-996, либо сайт в Интернете – finam.fm. Пишите свои сообщения, вероятно, буду их зачитывать. Также всем желающим, по возможности, конечно, дам возможность высказать свое мнение. Говорить сегодня будем про зарплаты. Что произошло? Дело в том, что у нас такая новость пролонгированная, кто английский язык изучал, знаете, что там есть времена длительные, вот наша новость такая длительная. Все случилось почти, на самом деле, два с половиной года назад, в 2008 году. Дело в том, что наши парламентарии тогда разработали, было выпущено постановление правительства о переходе бюджетников на новую систему оплаты труда. Но потом, как-то постановление было выпущено, но про него подзабыли, а сегодня про него решили вспомнить и все-таки поставить бюджетников на новые рельсы получения зарплат. Вот то самое постановление, о чем, собственно, речь? Речь о том, что депутаты рекомендовали единую, установленную на федеральном, региональном и местном уровнях систему оплаты руда работников государственных и муниципальных учреждений. И подписан такой документ на 2011 год, на самом деле, но он пока как-то не очень работает, но кое-где работает. Вот и будем говорить сегодня о том, как и где работает, сейчас расскажу схему. Дело в том, что, прежде всего, Счетную палату, откуда, в общем, ветер-то подул, Счетную палату, и, в частности главу ведомства, Сергея Степашина, некоторым образом возмущала ситуация с выплатами топ-менеджерам госкорпораций. Но мы прекрасно помним скандал, по-другому и не скажешь, на "АвтоВАЗе", когда государство выделило денег на поддержание производства в тяжелое время, а топ-менеджеры себе многомиллионные премии выписали за хорошую работу, несмотря на то, что завод был чуть ли не на грани банкротства. Так вот, Сергей Степашин поглядел на все это дело, и считает, что советский подход, и предложил оценивать работу руководителей госкорпораций по стандартным показателям эффективности. Но взялись не за тех, кто получал миллионы, а за тех, кто получал, в общем, совсем не миллионы, а, прямо скажем, едва ли не тысячи. Дело в том, что в любых организациях, так уж вышло, очень большой оказался разрыв между рядовыми сотрудниками и руководством. Это касалось больниц, детских садов, спортивных школ и так далее, в общем, всех тех организаций, которые зарплату получают из бюджета. Кое-где этот разрыв составлял в 17 раз, например, а то и больше. И вот с этим решено бороться, причем очень плотно, несмотря на то, что постановление правительства подписано в августе 2008 года, заработать оно должно вроде бы как сейчас.
Что должно измениться, спросим у человека, который точно это знает. К нам присоединяется Ильдар Габдрахманов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике. Ильдар Нуруллович, добрый вечер.
ГАБДРАХМАНОВ: Добрый вечер.
МУРАВЬЕВ: Итак, что должно… Я понимаю, что постановление существует два с половиной года, но что все-таки у бюджетников должно появиться, и каким образом должен быть сокращен разрыв между зарплатой, например, главврача и рядового хирурга в той же больнице, каким образом это должно произойти?
ГАБДРАХМАНОВ: Знаете, решение, на мой взгляд, пока еще готовится. И здесь решить эту проблему можно будет только сообща. Что я имею в виду? Ведь мы, когда принимали такое решение и большую самостоятельность предоставляли руководителям соответствующих учреждений, имели в виду, что они совместно со своими коллегами будут принимать правильные решения. К сожалению, не везде такие решения стали приниматься.
Многие руководители, вместо того, чтобы наводить порядок в своем учреждении и правильно организовывать работу, они пошли по примитивному пути: просто разделили общий фонд оплаты труда: часть, которая идет на выплату окладов, проще говоря, а другую – на премиальную.
МУРАВЬЕВ: Так.
ГАБДРАХМАНОВ: И стали себе выписывать лишние премии. И поэтому вот этот разрыв, который по нормативному акту Минздрава, не должен превышать пятикратного размера…
МУРАВЬЕВ: Так.
ГАБДРАХМАНОВ: …В результате оказался существенно выше. Поэтому здесь, с одной стороны, мне кажется, в тех местах, где есть профсоюзные организации, в том числе бюджетных учреждений, они должны настаивать на принятии локального акта в такой организации, потому что у нас по Трудовому кодексу предусмотрена возможность принятия локального акта, где проговариваются вопросы, как назначается, определяется зарплата конкретному сотруднику.
МУРАВЬЕВ: Так.
ГАБДРАХМАНОВ: Это первое. Второе, мне кажется, необходимо усилить работу вышестоящих организаций, потому что сам руководитель предприятия не может назначить себе, скажем так, премию, лично себе. Он это должен делать по согласованию с вышестоящей организацией. Видимо, вышестоящая организация на это смотрит сквозь пальцы.
МУРАВЬЕВ: Нет, понятно, что вышестоящая организация, например, министерство в Москве, заниматься каким-то директором детского садика в городе-герое Ухта, например, да там просто будет не до этого, либо придется создавать в министерстве новый штат. Или как это должно происходить? Если по этой схеме пойти?
ГАБДРАХМАНОВ: Нет, но здесь нужно понимать, что у нас, во-первых, есть разные уровни бюджетных организаций, и это обязательное требование по ограничению пятикратному, оно, в первую очередь, действует в отношении федеральных бюджетных учреждений. Потом есть уровень региональных бюджетных учреждений. И, в большинстве случаев, это все-таки компетенция региональных бюджетных учреждений. Если мы говорим о детских садах, о системе здравоохранения, об образовании – то есть это подчинение региональных властей. И, конечно, в первую очередь, они должны взяться за работу, потому что, преимущественно, федеральная роль в этом вопросе заключается в подготовке методических рекомендаций: как организовывать работу; как считать, и так далее. Но все равно конкретные решения принимаются на местах. Мне кажется, на местах эта работа явно проводится не достаточно хорошо.
МУРАВЬЕВ: Но, смотрите, в Челябинске, да, Ильдар Нуруллович, в Челябинске взялись такую работу проводить, зарплата стала меньше на 43%, а вот воспитательница в детском саду, например, стала получать почему-то 4100 рублей. Как-то круто. А врач высшей категории – 5500 рублей. Санитарка – 4300. Как-то странно получилось, хотя говорилось о том, что, на самом деле, должна быть стимулирующая система оплаты труда, и если человек хорошо работает, и руководству нравится, его устраивает, как он работает, он должен чего-то зарабатывать. А получилась вот такая петрушка, российская абсолютно.
ГАБДРАХМАНОВ: Мне кажется, это во многом определяется уровнем компетенции того или иного руководителя. Потому что мы ведь все равно привыкли, еще в советской системе, что есть определенная система тарифная.
МУРАВЬЕВ: Да. Четкая тарифная сетка, что конкретно за это получаешь вот это.
ГАБДРАХМАНОВ: Совершенно верно. И особо думать не надо с организацией работы, у тебя есть штатные единицы, вот по этой штатной единице такая-то сумма полагается. И, в лучшем случае, ты будешь заниматься индексированием. А тут, вроде как, предоставили большую свободу, в надежде на то, что у руководителя появляется некий стимул лучше организовать работу, посмотреть, возможно, где-то вообще лишняя вакантная должность существует, от нее можно отказаться, а освобождаемые средства направить на повышение зарплаты сотрудникам, которые занимаются схожей работой. И так далее, еще какие-то формы работы улучшать. Вместо этого многие руководители не стали этим заниматься, а пошли по примитивному пути.
МУРАВЬЕВ: Но, Ильдар Нуруллович, в нашей стране, мы занимаем 154-е место по уровню коррупции, и, естественно, коррупция сама по себе подразумевает участие людей государевых, госслужащих.
ГАБДРАХМАНОВ: Бюджетники – это не госслужащие.
МУРАВЬЕВ: Мы сразу людей, которые делят бюджет, мы сразу им дали, в общем-то, когда принималось это решение, что есть стимулирующий способ оплаты труда, что вот хорошо работаешь – тебе могут доплатить, вот тебе есть базовая часть и остальное – в виде премии, которую можно, в общем-то, и отчекрыжить, своими словами говоря, в случае чего. Сразу было понятно, у кого будет самая большая премия.
ГАБДРАХМАНОВ: Нет, еще раз, смотрите, мы сейчас все в одну кучу свалили. Бюджетники не имеют никакого отношения к госслужащим. Это первое надо понимать. Учителя, врачи, я не знаю, библиотекари – это не госслужащие. И когда мы ругаем…
МУРАВЬЕВ: Вы как-то пренебрежительно про них говорите. Есть госслужащие, а есть бюджетники.
ГАБДРАХМАНОВ: Я наоборот хочу сказать, что, понимаете, нам всем наоборот кажется, что бюджетники – это наиболее продвинутые, сознательные люди, в большинстве своем это действительно так. Поэтому когда через принятие нормативного акта Минздрава им предоставили большую возможность распоряжаться собственными средствами, нам казалось, что будет определенный положительный момент. Но, я еще раз говорю, одно дело – быть профессионалом, быть врачом профессиональным, педагогом, а другое дело – правильно организовать работу у себя в учреждении. Поэтому это немножко разные вещи. Поэтому не все с этим, видимо, справляются. Тем более, тема актуальна еще почему, даже если к теме здравоохранения мы сейчас возвращаемся: у нас же в течение этих двух лет предполагается выделить на систему здравоохранения 460 миллиардов рублей в стране.
МУРАВЬЕВ: Так.
ГАБДРАХМАНОВ: Это касается и переобрудования, и капремонта, и оснащения новым оборудованием, но, в том числе, это предполагает, что часть средств будет направляться и на оплату труда, значит, врачей и так далее, разного персонала. Поэтому это означает, что нужно подойти серьезно к этому вопросу и со всех сторон изучать.
МУРАВЬЕВ: Но, Ильдар Нуруллович, в любом случае, в бюджетной организации, где работают вот эти самые бюджетники, не понятно, бюджетники какие, значит, они там работают, у него, в любом случае есть руководство, и что бы ни было сделано сверху, естественно, руководство вряд ли захочет зарабатывать меньше, чем зарабатывало до этого. И как премии себе выписывали, так и будут выписывать.
ГАБДРАХМАНОВ: Он не может себе премию выписывать.
ГАБДРАХМАНОВ: Руководитель не может себе выписывать премию. Премию выписывает вышестоящая организация.
МУРАВЬЕВ: Ему сейчас написали, Ильдар Нуруллович, сейчас написали, что, например… Для каждого вида организации есть своя кратность: например, главврач больницы может зарабатывать только в три раза больше, чем в среднем рядовые врачи.
ГАБДРАХМАНОВ: Да.
МУРАВЬЕВ: А директор санатория – только вдвое больше, чем рядовые сотрудники этого санатория. Соответственно, у руководителя, по идее, должна быть задача поднять зарплату всем окружающим.
ГАБДРАХМАНОВ: Совершенно верно.
МУРАВЬЕВ: Правильно?
ГАБДРАХМАНОВ: Она изначально так ставилась, конечно.
МУРАВЬЕВ: Но поднять зарплату – просто себе ничего не останется. Соответственно, будут придуманы схемы. Вот на Южном Урале в одной больнице, например, выяснилось, что у главврача в больнице маленькой есть 14 заместителей, которые занимаются непонятно чем, но зарабатывают очень даже неплохо. Для того чтобы поднять просто среднюю.
ГАБДРАХМАНОВ: Но это просто говорит о том, что работники этого учреждения не должны смотреть на это спокойно, и они должны этот вопрос поднимать. Понимаете? Для этого есть, в соответствии с Трудовым кодексом, все возможности. То есть требовать от этого учреждения принятия…
Понадобилась сертификация продукции? Наша контора - ваш идеальный выбор.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий